ДЕПЕШ МОД - «ДЕПЕ́Ш МОД» (Depeche Mode), английская техно (см. ТЕХНО (в музыке))-группа.
Была образована в 1978 в составе: Мартин Гор (Martin Gore) (р. 23 июля 1961, Лондон; клавишные, гитара), Дэвид «Дэйв» Гэан (Гэхан; David Gahan) (р. 9 мая 1962, Эппинг, Великобритания; вокал), Эндрю «Энди» Флетчер (Andrew Fletcher) (р. 8 июля 1962, Ноттингем; клавишные, бас-гитара), Винс Кларк (Vince Clark) (р. 3 июля 1960, Вуд-Форд, Великобритания; клавишные, гитара, вокал).
В 1981 появился дебютный альбом группы Speak And Spell, два сингла (см. СИНГЛ) которого - New Life и Just Can"t Get Enough вошли в пластиночные и альбомные чарты (см. ЧАРТЫ) в Тор 20. На гребне успеха из группы ушел Винс Кларк, сочинявший львиную долю музыкального материала. Позже он сформировал группу Yazoo, а за ней - дуэт Erasure (с вокалистом Энди Беллом).
По объявлению группа нашла нового клавишника и вокалиста Алана Уайлдера (Alan Wilder) (р. 1 июня 1959, Лондон). Музыку стал писать Мартин Гор (с тех пор он был основным композитором Depeche Mode на всем протяжении ее существования).
В 1982 группа выпустила свой второй альбом A Broken Frame. Он получился объективно слабее, чем первый, но тем не менее увеличил популярность Depeche Mode. Группа начала гастролировать по всему миру. В 1983 после длительного турне музыканты сели в студию и записали свой первый по-настоящему значительный хит (см. ХИТ) Everything Counts. Он и стал центральным в третьем альбоме Depeche Mode - Construction Time Again (1983). Этот альбом явился поворотным пунктом в судьбе группы, определив ей путь к славе. Он ясно показал, что музыканты располагают крепкой мелодической базой, прекрасным чувством композиции и исполнительским мастерством. Кроме того, критикам и слушателям стало ясно, что новый музыкальный стиль - техно - пришел всерьез и надолго.
Следующие три альбома - Some Great Reward (1984), Black Celebration (1986) и Music For The Masses (1987) - вошли в «золотой фонд» поп-музыки. На них в полной мере проявилось композиторское мастерство Мартина Гора. Лирические баллады сменялись мрачноватыми техно-экзерсисами, до предела насыщенными электронным звучанием, - но тем не менее также мелодичными. Некоторые композиции явились подлинным новаторством (Stripped, Back Celebration, Blasphemous Rumors и др.).
В первой половине 1980-х группа оказалась фактически единственной английской группой, которая с успехом конкурировала с лидирующими американскими коллективами: шестнадцать синглов Depeche Mode входили в мировые Тор 20, а восемь альбомов группы - в Тор 10. Среди самых крупных хитов (см. ХИТ) - See You (1982), Everything Counts (1983), People Are People и Master And Servant (оба 1984).
Первые гастроли по США группа провела в 1982, но лишь в 1987 их альбом Music For The Masses попал в американский Тор 20. Depeche Mode усиливала давление на американский рынок и к середине 1980-х годов стала считаться в Штатах одной из самых популярных групп. В 1988 группа провела восьмимесячное мировое турне, в рамках которого состоялся концерт в Пасадене, Калифорния, где Depeche Mode выступила перед почти 100 тысячами зрителей. Вернувшись в Англию, группа выпустила двойной концертный альбом «101» (1989) и документальный фильм с тем же названием.
Альбом Violator (1990) перекрыл все прежние рекорды продаж Depeche Mode, став «платиновым» во многих странах, а в США, Канаде и Франции - дважды «платиновым». Сингл Personal Jesus стал «золотым», а композиция Enjoy The Silence пробилась в американский Тор 10.
1991 стал годом относительного затишья в музыкальной деятельности группы. В этот период у фронтмена Depeche Mode Дэйва Гэана обострились проблемы, связанные с наркотической и алкогольной зависимостью.
В 1993 выходит очередной альбом Songs Of Faith And Devotion с хитами I Feel You, Walking In My Shoes, In Your Room и One Caress. При записи в студии используются новые инструменты, впервые привлекаются дополнительные исполнители и даже целый оркестр (One Caress). Тем не менее альбом, мрачный и холодноватый, был принят критиками и слушателями довольно сдержанно. Помимо этой относительной неудачи, группе пришлось пережить внутренний раскол. У Гэана все сильнее развивалась наркозависимость, на многих концертах он выходил на сцену пьяный. На какое-то время группу покидает Флетчер, а затем - уже навсегда - Уайлдер (1995). В том же году Гэан совершает попытку самоубийства.
Тем не менее (в основном благодаря титаническим усилиям Мартина Гора) группа собралась вновь в начале 1996 для записи очередного альбома. Гаэн прошел курс наркотической реабилитации (опять-таки под контролем Гора); у музыкантов накопился новый материал. В 1997 вышел в свет Ultra - во многом необычный для группы альбом. Резко увеличилась роль гитар, стало меньше чисто электронных «примочек». А аранжировка некоторых песен (например, Barrel Of A Gun) уже стала приближаться к арт-роковым (см. АРТ-РОК) аналогам. Ultra стал одним из самых продаваемых альбомов Depeche Mode. Эти веяния определили лицо и следующей работы группы, диск Exciter (2001).
Два года спустя Дэйв Гэан выпустил свой сольный альбом Paper Monsters. Его примеру последовал и Мартин Гор, записавший в том же году альбом Counterfeit2. При этом музыканты не забывали и о совместной работе, и в 2005 DEPECHE MODE выпускает альбом Playing The Angel, немедленно возглавивший хит-парады (см. ХИТ-ПАРАД) в 18 странах.
Сегодня Depeche Mode по-прежнему является одной из самых популярных групп мира, ее концерты неизменно привлекают сотни тысяч любителей стиля техно. Группа остается одной из немногих коллективов, которые в течение нескольких десятков лет сохраняют высокий класс, постоянно развиваются, генерируют новые музыкальные идеи, становясь год от года все интереснее, - и уж никак не деградируют. Можно с уверенностью утверждать, что свой потенциал музыканты до конца еще не исчерпали.